Байконур - один из крупнейших космодромов Советского Союза. С его стартовых площадок 4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли, совершил первый в мире полет в космос Ю.А.Гагарин, стартовали в неизведанные просторы Вселенной на космических кораблях «Восток», «Восход» и «Союз» советские летчики-космонавты. Отсюда были осуществлены запуски автоматических космических станции в сторону Луны, Марса и Венеры, различных по своему назначению, использованию и применению искусственных спутников Земли.
На территории космодрома имеется ряд стартовых комплексов, технических позиций и командно-измерительных комплексов. Стартовые комплексы служат для доставки космических летательных аппаратов на стартовую площадку, установки на пусковую систему, испытаний, заправки и пуска. На технических позициях обеспечиваются прием, хранение и сборка ракет-носителей и космических аппаратов, их испытания, заправка и пристыковка. Здесь размещаются монтажно-испытательный корпус, заправочная станция космических объектов, компрессорная станция, электросиловая или трансформаторная подстанции, служебные здания. В командно-измерительный комплекс входят измерительные пункты, находящиеся на космодроме. На этих пунктах установлены радиотелеметрические станции, радиоприемные и радиопередающие устройства, системы антенн, телевизионные установки, линии автоматической обработки получаемых данных, вычислительные машины, аппаратура службы единого времени, средства связи, источники электропитания. На космодроме живут и трудятся те, кто первым закладывал фундамент стартовой площадки, и строил Звездоград. Сюда, к космодрому, тянутся живые нити тесных связей работников космодрома с многими научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро, заводами, организациями, учреждениями. В качестве спортивного комиссара мне часто приходится бывать на космодроме. Всегда, когда летишь на очередной пуск, охватывает волнение, вызываемое предстоящим полетом в космос наших летчиков-космонавтов. Сразу же после посадки самолета с аэродрома едем в Звездоград, где проживают со своими семьями ученые, инженеры, техники и много работников других служб и подразделений. Звездоград - это большой современный город с широкими прямыми улицами, зелеными скверами, бульварами и парками. Он строится, расширяется, хорошеет. Давайте пройдемся по Звездограду. Недалеко от центральной площади города, рядом с жилым кварталом, стоят два двухэтажных домика. В апрельские дни 1961 г. в одном из них жил, отдыхал и готовился к первому рейсу в космос Юрий Алексеевич Гагарин. На память о своем пребывании здесь в 1961 г. космонавт посадил в парке, недалеко от этого дома небольшое деревце, которое сейчас высоко поднялось вверх. Когда Юрий Алексеевич прилетал на космодром, он всегда жил в двух смежных комнатах левого крыла дома. Космонавт оставался верен традиции, ведь с этими комнатами связаны его воспоминания о первом полете. И мы с большим волнением слушали его рассказ о предстартовых днях. «Когда я прилетел сюда первый раз в 1961 году, за несколько дней до своего полета в космос, - говорил он нам, - то я увидел среди пустыни большое количество строительных площадок. Это строители возводили новые жилые дома, кинотеатры, магазины, административно-технические комплексы, строили дороги». Ю.А.Гагарин рассказывал нам, что тренировки и занятия проходили на первом этаже этого дома в специальных комнатах. Кроме того, ему и его дублеру Г.С.Титову часто приходилось ездить на стартовую площадку и проводить тренажи непосредственно в космическом корабле, проигрывая все элементы предстоящего полета. Сейчас на космодроме на окраине города построено красивое новое двухэтажное здание-гостиница, где живут, учатся и готовятся к полетам летчики-космонавты. Название этой гостиницы «Космонавт». В проектировании этого здания принимал активное участие Ю.А.Гагарин и другие космонавты. На космодроме я был свидетелем разговора Ю.А.Гагарина и других космонавтов с проектировщиками и строителями, когда обсуждался вопрос о строительстве этого здания. По предложению Ю.А.Гагарина было принято решение о строительстве открытого бассейна, расширении спортивного зала, специальных помещений для проведения занятий и тренировок. Космонавты предлагали построить на территории гостиницы спортивный комплекс, а также помещения для врачей и других специалистов. Все эти предложения были приняты. Сейчас гостиница - это уютный дом, который предоставляет возможность космонавтам и специалистам готовиться к предстоящим полетам и интересно проводить свободное от тренировок и занятий время. Привлекают внимание посаженные строго в один ряд несколько деревьев. Это аллея космонавтов. Количество деревьев на этой аллее соответствует числу космонавтов, совершивших полеты в космос. Недалеко от гостиницы «Космонавт» проходит одна из шоссейных дорог, которая ведет нас к стартовым комплексам, техническим позициям и измерительным пунктам. С двух сторон на песчаной равнине видно одно-единственное растение пустыни - саксаул. Правда, ранней весной здесь всюду распускаются тюльпаны, которые так же быстро исчезают, как и появляются. Итак, едем по дороге к стартовой площадке. Машина мчится по асфальтированной дороге. Через некоторое время мы на месте. Справа от нас выстроились в один ряд несколько домиков. На двух домиках установлены мемориальные доски. На одной из них читаем: «В этом доме жил и работал Главный конструктор академик Сергей Павлович Королев. 1956—1966 гг.». На другом домике прикреплена доска с надписью следующего содержания: «В этом доме провел ночь перед первым в мире полетом в космос Юрий Алексеевич Гагарин 11— 12 апреля 1961 г.» Недалеко от домиков стоит большое здание. Это монтажно-испытательный корпус (МИК), в котором осуществляются сборка космических кораблей и отдельных ступеней ракеты-носителя, а также пристыковка ракеты к кораблю и проведение всех комплексных испытаний. В МИКе трудится большое количество специалистов, от которых зависит буквально все - начиная от подготовки сложнейших систем, блоков, узлов и агрегатов ракет- носителей, стартовых устройств, космических кораблей и кончая стартом в космос наших космонавтов. Каждый раз когда я прибываю на космодром перед очередным запуском в космос пилотируемых космические кораблей, я обязательно посещаю МИК для выполнения своих обязанностей спортивного комиссара. Много раз мне приходилось наблюдать здесь, в этом здании весь технологический процесс подготовки к полету в космос кораблей и ракет-носителей. Вот перед нами стоит очередной космический корабль, который со всех сторон - от приборного отсека и до орбитального отсека, находящегося на вершине корабля, охвачен «лесом» подвижных, плотно примыкающих к нему рабочих мест. Это один из кораблей «Союз», которому предстоит вместе с очередным экипажем осуществить орбитальный полет вокруг нашей планеты. Люди, работая в белых халатах на своих площадках, готовят к полету в космос это сложное уникальное сооружение, созданное коллективом ученых, инженеров и рабочих. Здесь же недалеко от кораблей все время находится ведущий конструктор, с которым у нас за много лет совместной работы сложились добрые, дружественные взаимоотношения. Я с большим интересом наблюдаю за четкой и слаженной работой людей в белых халатах. С чем можно сравнить работу этих тружеников? С работой провизора, часовщика, хирурга? Трудно сказать. Они выверяют все, как провизоры, имею дело с деталями и узлами, которые по своей сложности намного опередили самые точные современные, самые миниатюрные часовые механизмы. А по своей скрупулезности люди в белых халатах похожи на хирургов, делающих сложные операции. Можно часами любоваться их поистине ювелирной работой. Рядом с кораблем в этом огромном помещении н специальных платформах лежат ступени с мощными ракетными двигателями, которые после их сборки составят ракету-носитель. И здесь трудится много специалистов, проверяющих двигательные установки с разнообразной телеметрической, автоматической аппаратурой, другими системами. И вот уже космический корабль полностью подготовлен к соединению с ракетой. Но выполнять эту работу еще рано. Дело в том, что по программе предстартовой подготовки космонавты должны пройти специальные тренировки в кабине корабля, где установлена разнообразная сложная аппаратура. Космонавты занимают свои места в кабине корабля и в течение долгих часов проводят тренировки и тренаж на многочисленных приборах, доводя свои действия до автоматизма. Когда я заглянул через входной люк в корабль, его командир проверял радиооборудование и энергосистему, а другие члены экипажа - систему жизнеобеспечения, телевизионные камеры и киноаппаратуру. Командир корабля в разговоре со своими коллегами по предстоящему полету уточняет действие каждого из них в случае отказа автоматической системы ориентации корабля и радиосвязи по коротковолновому каналу. Космонавты на вопросы своего командира отвечают уверенно и точно. Чувствуется, что программу наземной предполетной подготовки члены экипажа корабля «Союз» прошли успешно. Они уверены в том, что все системы его будут работать безотказно. Но, тем не менее, экипаж должен быть готовым ко всем неожиданностям. Здесь уместно напомнить, что уже давно, с появлением первого летательного аппарата, в авиации придерживаются основных установленных правил подготовки летчика или целого экипажа самолета к предстоящим полетам по маршруту, в зону или по кругу. Летчик может быть допущен к полетам на самолете лишь в том случае, если он хорошо знает материальную часть своего летательного аппарата, его оборудование, умеет вести радиосвязь и свободно ориентироваться в воздухе, осуществляет установленные маневры при заходе на посадку и, безусловно, отлично пилотирует самолет. Космонавты, как и летчики авиации, прежде чем совершить полет, сначала проходят наземную подготовку, потом предварительную и предполетную подготовку, где проигрывают все элементы своего полета, начиная со взлета и кончая посадкой. В программе подготовки космонавтов большое внимание уделяется знанию и умению использовать в полете все системы и приборы при решении самых разнообразных задач космического полета. Наконец наступает время для выполнения операций, связанных с соединением космического корабля с ракетой. Корабль устанавливают в горизонтальное положение, «одевают» его в обтекатель. В это время ракета, уже полностью подготовленная, медленно подвозится к космическому кораблю и соединяется с ним узлами крепления. До старта остаются считанные дни. На завтра назначен вывоз ракеты и корабля из монтажно-испытательного корпуса на стартовую позицию. У ракеты остаются специалисты. Нужно еще раз все проконтролировать, все проверить. Рано утром ракету вывезли из МИКа для установки на стартовом столе. Мы стоим у огромной двери с противоположной стороны МИКа. Дверь медленно расходится. В здании на специальной, длинной платформе лежит ракета с космическим кораблем. К платформе медленно подходит мотовоз. На длинной платформе мотовоз тянет за собой это уникальное техническое творение нашего века. И вот стартовая площадка. Мы внимательно наблюдаем, как мощные подъемники охватывают ракету с космическим кораблем и устанавливают на свое место. Теперь осталось сделать еще одно важное и ответственное дело - заправить ракету топливом, проверить все системы корабля и ракеты-носителя и осуществить пуск. За 2 часа до старта космонавты занимают свои места в космическом корабле. С ними устанавливается радиосвязь. На экране телевизора видно, как космонавты проверяют все системы корабля. За несколько минут до старта отданы известные всем нам команды: «Продувка», «Ключ на дренаж», «Пуск», «Протяжка», «Земля-борт», «Зажигание» - и после этой фразы в точно назначенное время ракета с работающими мощными двигателями медленно отделилась от стартового стола и начала свой путь в космос. «Все системы функционируют нормально, полет проходит хорошо» - по радио слышны голоса с пункта управления. Через несколько минут полета корабль с космонавтами выведен на заданную высоту. Начался орбитальный полет. Командно-измерительный комплекс включился в работу. Он обеспечивает траекторные изменения полета корабля. По телеметрическим каналам связи на борт корабля поступили команды по включению программ, заложенных в бортовые исполнительные системы и механизмы. Измерения проводятся также с измерительных пунктов, расположенных по трассе полета корабля на территории СССР. Результаты измерений автоматически передаются по линиям связи в координационно-вычислительный центр и подвергаются совместной обработке на электронно-вычислительных машинах.
Из книги И.Г.Борисенко "На космических стартах и финишах"