Приветствую Вас Гость | RSS
ДОРОГА К ЗВЕЗДАМ
Главная | Из истории космонавтики | Регистрация | Вход
 
Главная » Статьи » Из истории освоения космоса

Программа "АППОЛОН"
       Программой «Аполлон» в США начали заниматься с октября 1960 г., когда Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) заключило несколько договоров с фирмами на проведение научно-исследовательских работ по разработке трехместного космического корабля «Аполлон» и ракеты-носителя «Сатурн». Все результаты научно-технических и медико-биологических исследований предыдущих программ как пилотируемых, так и автоматических космических летательных аппаратов были полностью использованы для осуществления доставки американских астронавтов на Луну с последующим возвращением на Землю. Интенсивные работы по этой программе начались в 1961 г., когда президент США Джон Кеннеди призвал американских ученых и конструкторов сделать все возможное, чтобы «до конца текущего десятилетия» осуществить высадку астронавтов на Луну.

 


 
       По планам НАСА первоначальное техническое задание предусматривало разработку трех типов космического корабля «Аполлон»: «Аполлон-А» для вывода на орбиту спутника Земли, «Аполлон-В» для выхода на орбиту спутника Луны и «Аполлон-С» для доставки астронавтов на Луну с последующим возвращением на Землю.
Впоследствии от создания указанных космических кораблей НАСА отказалось, и в дальнейшем эту программу стали называть просто «Аполлон».
      Космический корабль «Аполлон» состоит из основного блока и лунной кабины. В основной блок входит двигательный отсек и отсек экипажа, а лунная кабина состоит из посадочной и взлетной ступени. Корабль весит около 43 тонн. Длина его примерно 17,5 метра. Вывод космических кораблей «Аполлон» на траекторию полета к Луне осуществлялся ракетой-носителем «Сатурн-5». Длина ракеты вместе с кораблем около 110 метров, стартовый вес более 2750 тонн, диаметр корпуса 10,06 метра. Для полетов на космических кораблях «Аполлон» с 1959 по 1967 г. в США было выделено шесть групп астронавтов. После тщательного отбора в 1967 г. для полетов на первых трех пилотируемых кораблях «Аполлон» были утверждены 9 человек, которые прошли специальную программу подготовки.
Во второй половине 1968 г. были закончены все работы по подготовке к запуску пилотируемого космического корабля «Аполлон». Вначале на геоцентрическую орбиту были выведены беспилотные космические корабли «Аполлон» с целью проверки входа спускаемого аппарата в атмосферу со скоростью 11 километров в секунду, работы всех элементов конструкции ракеты и летательного аппарата.
     11 октября 1968 г. в 19 часов ракетой «Сатурн-1В» был выведен на орбиту первый американский трехместный пилотируемый корабль «Аполлон-7». В состав экипажа вошли астронавты: Уолтер Ширра — командир корабля, Дон Эйзел и Уолтер Каннингем.
Для У.Ширра это был третий по счету полет в космос (первый — на корабле «Сигма-7», второй — на корабле «Джемини-6»). Цель этого полета - всесторонняя проверка корабля «Аполлон-7» в длительном полете и проведение некоторых экспериментов, необходимых для будущего полета корабля на Луну с последующим возвращением на Землю. Корабль нормально вышел на расчетную орбиту с апогеем 280 километров и перигеем 226 километров. В конце второго витка вокруг Земли от него была отделена вторая ступень ракеты-носителя. Затем корабль, выполнив соответствующий маневр и сблизившись с отделившейся второй ступенью ракеты, перешел на новую, более высокую орбиту, равную 450 километрам.
     На пятые сутки полета У.Ширра, пользуясь переносной передающей камерой, провел для телезрителей на Земле экскурсию по отсекам корабля и продемонстрировал им состояние невесомости экипажа. Среди проведенных экипажем корабля «Аполлон-7» экспериментов - определение видимости звезд в дневное время с целью использования звездной навигации в будущих полетах к Луне.
Несмотря на ряд неполадок в Системах корабля «Аполлон-7», его полет прошел успешно и экипаж выполнил задание.
      После 11-дневного пребывания в космосе корабль 22 октября 1968 г. благополучно произвел посадку в Атлантическом океане.
21 декабря 1968 г. в 15 часов 51 минуту был осуществлен запуск на околоземную орбиту пилотируемого космического корабля «Аполлон-8» с астронавтами Фрэнком Борманом (командир корабля), Джеймсом Ловеллом и Уильямом Андерсом для полета по маршруту Земля — Луна — Земля. В конце второго витка в 18 часов 42 минуты экипаж после проверки работоспособности бортовых систем включил по указанию руководителя полета на Земле двигатель третьей ступени ракеты, с которой корабль обращался по околоземной орбите, и вывел корабль на траекторию Земля — Луна.
24 декабря в 13 часов после двухкратной коррекции траектории на пути к Луне экипаж с помощью маршевого двигателя снизил скорость корабля и перевел его на эллиптическую траекторию вокруг Луны с максимальным (в апоселении) удалением от нее 312 километров и минимальным (в периселении) — 112 километров. В 17 часов 22 минуты того же дня корабль перешел на круговую орбиту вокруг Луны с удалением от нее в среднем на 113 километров. 25 декабря корабль после 10 витков вокруг Луны в 9 часов 10 минут был переведен маршевым двигателем на траекторию Луна — Земля.
27 декабря корабль произвел спуск на Землю с использованием аэродинамического качества и в 18 часов 51 минуту приводнился в заданном районе Тихого океана. Весь полет прошел успешно и дал обширный экспериментальный материал для изучения поверхности Луны и пространства между Землей и Луной. Была вписана еще одна страница в историю освоения космоса.
3 марта 1969 г. с мыса Кеннеди на околоземную орбиту был запущен космический корабль «Аполлон-9». На борту корабля находились астронавты США Джеймс Макдивитт, Дэвид Скотт и Рассел Швейкарт. Задолго до старта они в лабораторных условиях прошли тренировки с имитацией предстоящего космического полета.
      Ученым США предстояло впервые вывести на орбиту Земли основной корабль и лунную кабину, на которой американские астронавты в последующих полетах должны были опуститься на поверхность Луны. На экипаж «Аполлон-9» возлагались ответственные и сложные задачи в этом полете. Астронавты в течение трех суток должны были проверить работу систем основного блока, а на четвертые сутки Швейкарту в специальном скафандре предстояло выйти в открытый космос.
Старт ракеты «Сатурн-5» и выход корабля на орбиту Земли прошли нормально. На вторые сутки полета два раза включался маршевый двигатель, и корабль перешел на более высокую орбиту. На следующий день сначала Швейкарт, а потом Макдивитт по внутреннему лазу перешли из отсека экипажа в лунную кабину. Они проверили все системы, после чего включили двигатель посадочной ступени, который проработал 6 минут. Потом астронавты возвратились обратно в отсек экипажа. Вначале четвертых суток полета Макдивитт и Швейкарт вторично перешли в лунную кабину и продолжили проверку всех систем. Через несколько минут Швейкарт вышел из люка кабины на платформу и, держась за поручень, оставался в открытом космосе более 30 минут, пока корабль не зашел в тень Земли.
Восемь часов два астронавта находились в лунной кабине, где они проверяли работу всей аппаратуры и приборов. Затем астронавт Скотт открыл люк, и Макдивитт и Швейкарт вернулись в отсек экипажа. 7 марта в 15 часов 39 минут экипаж корабля «Аполлон-9» выполнил самый сложный эксперимент. Астронавты провели расстыковку основного блока, в котором остался Скотт, и лунной кабины, где находились Швейкарт и Макдивитт. С этого времени начался раздельный полет основного блока и лунной кабины, который продолжался около шести часов.
      После проведения ряда маневров с помощью двигателей астронавты Швейкарт и Макдивитт в 21 час 30 минут осуществили стыковку лунной кабины с основным блоком. В раздельном полете блок и лунная кабина находились друг от друга на расстоянии 175 километров. После этого основного и важного эксперимента, который практически должен был осуществиться в процессе полета кораблей «Аполлон» на Луну и обратно на Землю, астронавты в течение последних суток выполняли разного рода испытания систем корабля. 13 марта 1969 г. основной блок перед спуском с орбиты отделился от лунной кабины. Заметим, что «Аполлон-9» был выведен на орбиту вокруг Земли 3 марта весом 41 тонна 345 килограммов. Перед посадкой его вес составил всего 12 тонн. 29 тонн весила вместе с топливом и маршевым двигателем лунная кабина, которая осталась в космосе и будет совершать полет более 19 лет.
В 20 часов 13 марта 1969 г. отсек экипажа космического корабля «Аполлон-9» с астронавтами на борту приводнился в районе Багамских островов. Полет корабля продолжался 241 час 01 минуту. Основная цель полета - всесторонняя проверка всей аппаратуры, которая необходима для посадки на Луну, благодаря мужеству и отваге трех американских астронавтов была выполнена.
18 мая 1969 г. в 19 часов 49 минут стартовал еще один корабль. На этот раз «Аполлон-10» с экипажем в составе астронавтов Томаса Стаффорда, Джона Янга и Юджина Сернана. На околоземную орбиту ракета «Сатурн-5» вывела космический корабль «Аполлон-10» вместе с последней ступенью ракеты-носителя весом 133,8 тонны.
      По программе корабль после двух оборотов вокруг Земли должен был перейти на траекторию полета к Луне. Далее выйти на окололунную орбиту и совершать полет в течение 61 часа. Находясь на селеноцентрической орбите, астронавты Стаффорд, Янг и Сернан должны были выполнить все то, что сделал экипаж корабля «Аполлон» на орбите вокруг Земли.
В 22 часа 23 минуты «Аполлон-10» стартовал к Луне. В ходе этого полета были перестроены отсеки корабля. Затем корабль с астронавтами отделился от последней ступени ракеты-носителя и начал самостоятельный полет. Во время этого полета состоялся первый телевизионный сеанс, во время которого был показан вид Земли с расстояния 40000 километров. 21 мая с помощью телевизионных передач с борта корабля была показана еще раз наша планета, но уже с высоты 300 000 километров. Вскоре корабль «Аполлон-10» вошел в зону лунного притяжения, а поздно ночью 21 мая вышел на селеноцентрическую орбиту.
      После включения маршевого двигателя корабль перешел на более низкую орбиту с максимальным удалением от Луны 113 километров и минимальным 111 километров. Согласно программе полета астронавты Сернан и Стаффорд открыли внутренний лаз и перешли из отсека экипажа в лунную кабину. Это произошло 22 мая в 18 часов. Начались подготовительные работы к отделению лунной кабины от основного блока для осуществления самостоятельного полета по окололунной орбите.
В 22 часа 10 минут была проведена расстыковка лунной кабины с основным блоком корабля, на борту которого остался астронавт Джон Янг. Астронавты Стаффорд и Сернан, находившиеся на борту лунной кабины, включили двигатели, и кабина перешла на эллиптическую орбиту с минимальным расстоянием от поверхности Луны 15 километров. Около 8 часов продолжался полет на этой высоте. Астронавты проводили неоднократные маневры по сближению и стыковке с основным блоком.
23 мая в 2 часа 37 минут Стаффорд и Сернан отделили взлетную ступень лунной кабины от посадочной ступени. Здесь произошло непредвиденное - взлетная ступень начала с большой скоростью вращаться вокруг продольной оси. Астронавт Стаффорд с помощью ручного управления стабилизировал ступень. В 6 часов 11 минут была успешно проведена стыковка взлетной ступени с основным блоком, и астронавты Стаффорд и Сернан возвратились по внутреннему лазу к Янгу. После этого взлетная ступень была отделена от блока, и астронавты, находясь в отсеке экипажа, в течение одних суток летали по окололунной орбите, совершив 31 виток.
      24 мая в 13 часов 25 минут «Аполлон-10» стартовал с окололунной орбиты к Земле. Обратный путь занял 54 часа 30 минут, что на 20 часов меньше, чем при полете к Луне. 26 мая 1969 г., после выполнения сложной и ответственной программы полета к Луне и обратно к Земле, в 19 часов 52 минуты астронавты США Стаффорд, Сернан и Янг благополучно приводнились в Тихом океане в районе островов Самоа. Общая продолжительность полета корабля «Аполлон-10» составила 192 часа 3 минуты 23 секунды.
     Американские ученые после этого полета пришли к выводу, что нет никаких препятствий к осуществлению посадки астронавтов на лунную поверхность.
16 июля 1969 г. в 16 часов 32 минуты ракета-носитель «Сатурн-5» оторвала от стартового устройства №39 мыса Кеннеди космический корабль «Аполлон-11» с тремя астронавтами на борту: Нилом Армстронгом (командир корабля), Майклом Коллинзом и Эдвином Олдрином. Общий вес ракеты-носителя с космическим кораблем составил 2943 тонны, высота 109 метров, максимальный диаметр 10 метров.
Программой полета «Аполлон-11» была запланирована высадка двух астронавтов - Н.Армстронга и Э.Олдрина на Луну, полет по селеноцентрической орбите астронавта М.Коллинза и возвращение всего экипажа на Землю.
     Лунная кабина «Орел» состоит из посадочной и взлетной ступеней. Двигатель посадочной ступени  развивает тягу 64 477 килограммов, а двигатель взлетной ступени - 1590 килограммов. Общий вес лунной кабины составляет 14 700 килограммов, а высота его около 7 метров.
После старта «Аполлон-11» был выведен на орбиту Земли с высотой около 190 километров. Сделав 1,5 витка вокруг Земли, двигатели третьей ступени ракеты-носителя вывели его на трассу полета к Луне. Когда была достигнута вторая космическая скорость, произошло перестроение отсеков корабля «Аполлон-11».
     В 19 часов 17 июля «Аполлон-11» находился примерно в 200000 километров от Земли. Через 17 минут был включен маршевый двигатель, который проработал всего 3 минуты. Этим самым астронавты осуществили вторую коррекцию, которая была предусмотрена планом полета. 19 июля в 20 часов 22 минуты астронавты включили маршевый двигатель, и корабль, сбавляя скорость, перешел на селеноцентрическую орбиту с максимальной высотой полета над поверхностью Луны 314 километров, минимальной высотой - 112 километров. Астронавты Армстронг и Олдрин начали готовиться к переходу из основного блока в лунную кабину. Все бортовые системы работали нормально. Находясь на окололунной орбите, Армстронг и Олдрин два раза осуществили переход из основного блока в лунную кабину.
20 июля Армстронг и Олдрин отделили лунную кабину от основного блока, для того чтобы начать самостоятельный полет к месту посадки на Луне в район Моря Спокойствия. Астронавт Коллинз остался в основном блоке, который совершал полет вокруг Луны на высоте около 111 километров.
Через 56 минут Нил Армстронг и Эдвин Олдрин включили тормозной двигатель, и лунная кабина с астронавтами начала снижаться. Сначала высота над поверхностью Луны была 15 километров, потом 10, ... 8, ...5. До посадки остаются считанные секунды. Наконец, лунная кабина зависает над Морем Спокойствия. Высота 200 метров. Автоматическое управление выключается, и Армстронг берет управление посадкой на себя. Под кабиной на поверхности Луны оказалась не очень ровная площадка. Производить здесь посадку опасно. Армстронг с помощью ручного управления начинает горизонтальный маневр над лунной поверхностью в поисках подходящей площадки для прилунения. И, наконец, посадка лунной кабины «Аполлона-11» с астронавтами Н. Армстронгом и Э. Олдрином осуществилась. Это произошло в 23 часа 17 минут 32 секунды 20 июля 1969 г.
      В иллюминаторы лунной кабины на ровной поверхности Луны астронавты увидели большое количество камней различной формы и множество кратеров. В 5 часов 40 минут 21 июля Армстронг открыл люк кабины и начал медленно спускаться по ступенькам лестницы на поверхность Луны. В это время Олдрин из лунной кабины с помощью кинокамеры снимал выход Армстронга.
В 6 часов 14 минут начал спускаться на поверхность Луны астронавт Олдрин. Оба астронавта быстро освоились с передвижением по Луне. Их ноги оставляли на Луне след глубиной не более 2,5 сантиметра. Они передвигались по Луне свободно, легко, без особых усилий. Астронавты установили на Луне государственный флаг США и сняли чехол с таблички, смонтированной на посадочной ступени. На табличке было написано: «Здесь человек с планеты Земля впервые ступил на Луну. Июль 1969 г. Мы явились с миром от имени всего человечества».
Армстронг и Олдрин расставили на Луне все приборы, доставленные на эту планету, собрали около 22 килограммов образцов лунного грунта и вернулись в лунную кабину. Это произошло в 8 часов 10 минут. Таким образом, общая продолжительность пребывания астронавта Н. Армстронга вне корабля на лунной поверхности составила 2 часа 31 минуту 40 секунд, а астронавта Э.Олдрина - 1 час 44 минуты. После непродолжительного отдыха в лунной кабине астронавты начали вести подготовку к старту с поверхности Луны.
     В 20 часов 54 минуты 21 июля был включен двигатель взлетной ступени лунной кабины, и астронавты в лунной кабине, оторвавшись от поверхности, начали свой полет по селеноцентрической орбите. После ряда маневров с помощью двигателей системы ориентации лунная кабина с двумя астронавтами перешла на орбиту, по которой вращался основной блок корабля «Аполлон-11» с астронавтом М. Коллинзом. Расстояние между ними в это время составляло примерно 500 километров. После ряда маневров лунная кабина подошла к основному блоку, и Коллинз в 0 часов 35 минут 22 июля произвел успешную стыковку.
В 2 часа 42 минуты Армстронг и Олдрин перешли из лунной кабины в отсек экипажа корабля. В 3 часа 02 минуты, отделив от отсека экипажа ставшую ненужной взлетную ступень лунной кабины, «Аполлон-11» взял курс к Земле. В 20 часов 40 минут 22 июля, находясь от Земли на расстоянии 325 000 километров, «Аполлон-11» вошел в зону притяжения нашей планеты.
      Полет мужественных астронавтов США по трассе Луна - Земля прошел нормально. За это время Армстронг, Коллинз и Олдрин проводили телевизионные сеансы, во время которых астронавты показывали вид Земли и Луны из космоса. В течение 10 часов 23 июля во время полета к Земле астронавты отдыхали. Вся Америка с напряжением следила за полетом своих героев.
Наступили последние, восьмые сутки полета. Это было 24 июля 1969 г. Космический корабль «Аполлон-11», находясь на высоте 120 километров над Австралией, вошел в плотные слои атмосферы, и связь с ним прервалась. Томительные минуты ожидания. Наконец, стали хорошо слышать голос одного из астронавтов. «Аполлон-11» стремительно приближается к месту приводнения. Раскрываются парашюты, и отсек экипажа плавно спускается в воды Тихого океана, где его ждет авианосец «Хорнет».
Космический корабль «Аполлон-11» с тремя отважными астронавтами на борту в 19 часов 50 минут 24 июля приводняется в 1600 километрах к юго-западу от Гавайских островов.
После завершения выдающегося космического полета корабля «Аполлон-11» летчики-космонавты СССР сердечно поздравили президента США Р.Никсона, американский народ и астронавтов Нила Армстронга, Эдвина Олдрина и Майкла Коллинза с высадкой их на поверхность Луны и благополучным возвращением на Землю.
       В этом историческом полете американские астронавты впервые установили мировые рекорды, связанные с полетом пилотируемых космических кораблей на Луну. Это - продолжительность пребывания на Луне вне корабля - 2 часа 31 минута 40 секунд (Н.Армстронг), продолжительность полета по орбите вокруг Луны - 59 часов 27 минут 50 секунд (М. Коллинз), продолжительность пребывания на Луне - 21 час 36 минут 21 секунда (Н.Армстронг, Э.Олдрин), продолжительность пребывания в корабле на Луне - 19 часов 49 минут (Н.Армстронг, Э.Олдрин), наибольший вес (масса), доставленный на Луну - 7326 килограммов (Н.Армстронг, Э.Олдрин), наибольший вес (масса), доставленный на окололунную орбиту с поверхности Луны,— 2689,2 килограмма (Н.Армстронг, Э. Олдрин).
Высадка астронавтов на Луну, наряду с запуском первого искусственного спутника Земли, первым полетом Юрия Гагарина, первым выходом в открытый космос Алексея Леонова, первыми запусками автоматических аппаратов к Луне, Венере, Марсу, войдет в летопись как важное историческое событие, как свидетельство больших возможностей человека в исследовании Вселенной.
      14 ноября 1969 г. в 19 часов 22 минуты с космодрома на мысе Кеннеди в космическое пространство стартовал корабль «Аполлон-12». На борту корабля находились астронавты США Чарльз Конрад, Ричард Гордон и Алан Бин, Это по счету вторая лунная экспедиция, в ходе которой два человека должны были совершить посадку на Луне, установить на ее поверхности аппаратуру, провести ряд научных экспериментов, собрать и доставить на Землю лунные породы. Для астронавта Ч.Конрада этот полет в космос был уже третьим, Р.Гордон второй, а А.Бин первый раз осуществляли полеты в космическое пространство.
     Схема полета корабля «Аполлон-12» почти такая же, как и «Аполлона-11». Через 11 минут 20 секунд после запуска корабль с последней ступенью ракеты-носителя вышел на орбиту Земли. В 22 часа 09 минут был включен двигатель последней ступени ракеты-носителя, и корабль перешел на траекторию полета к Луне. После перестроения отсеков корабля астронавты приступили к проверке бортовых систем «Аполлона-12». В 13 часов 30 минут 15 ноября корабль находился от Земли на расстоянии около 150 000 километров. Астронавты Конрад и Бин по люку-лазу перешли из основного блока в лунную кабину и провели там проверку бортового оборудования. Все операции по переходу астронавтов из одного отсека в другой и их работа, связанная с проверкой бортовых систем, передавались на Землю по телевизионному каналу.
     После сна и отдыха экипаж корабля «Аполлон-12» стал готовиться к ответственному этапу полета - переходу на окололунную орбиту и посадке на лунную поверхность. 19 ноября после включения маршевого двигателя корабль перешел на селеноцентрическую орбиту с минимальной высотой около 115 километров. После двух витков снова был включен маршевый двигатель, в результате чего высота полета еще раз уменьшилась. В 7 часов 16 минут, была произведена расстыковка основного блока и лунной кабины, в которой уже находились астронавты Ч.Конрад и А.Бин.
Лунная кабина перешла на новую орбиту и начала постепенно снижаться, приближаясь к месту запланированной посадки. На последнем этапе полета Чарльз Конрад взял управление на себя и в 9 часов 54 минуты 19 ноября посадил лунную кабину на поверхность Луны в районе Океана Бурь. Посадка кабины была произведена в 6 метрах от расчетной точки – небольшого кратера в 180 метрах от космической станции «Сервейер-3».
После проверки бортовых систем и завтрака астронавты стали готовиться к выходу на лунную поверхность. На подготовку к выходу Ч.Конрад и А.Бин потратили 4 часа 50 минут. В 14 часов 44 минуты первым на лунную поверхность вышел астронавт Конрад, а в 15 часов 15 минут спустился и астронавт Бин. Выход астронавтов из кабины на поверхность Луны и их работа транслировались по цветному телевидению. Сразу же после выхода Ч.Конрад и А.Бин начали собирать образцы лунных пород и одновременно фотографировать окружающую местность. На расстоянии 100 метров от лунной кабины астронавты расставили научные приборы. Первый выход Конрада и Бина продолжался около 4 часов. Возвратившись в лунную кабину, астронавты, освободившись от лунной пыли, произвели подзарядку автономных ранцевых систем жизнеобеспечения кислородом, водой, потом поели и приступили к 9-часовому отдыху. 20 ноября в 7 часов 01 минуту утра астронавты Конрад и Бин второй раз вышли из лунной кабины на лунную поверхность. Преодолев расстояние более 180 метров, они подошли к станции «Сервейер-3», которая в апреле 1967 г. совершила мягкую посадку на Луну. Конрад и Вин затратили на этот путь почти 2 часа. Они увидели станцию, покрытую слоем лунной пыли. Металлические части «Сервейер-3» легко резались ножницами, а кабель стал хрупким. Успешно выполнив программу пребывания на лунной поверхности, астронавты возвратились в лунную кабину. На Луне Конрад и Бин пробыли 31 час 31,5 минуты, совершив два выхода на лунную поверхность продолжительностью 7 часов 35 минут. Это рекордное достижение. За это время астронавты собрали около 45 килограммов образцов лунного грунта.
     В 17 часов 26 минут 20 ноября взлетная ступень лунной кабины вместе с астронавтами стартовала с Луны. Затем взлетная ступень была состыкована с основным блоком, где находился астронавт Р.Гордон. После перехода Конрада и Бина в отсек экипажа основного блока была отделена взлетная ступень.
На 45-м витке экипаж «Аполлона-12» включил маршевый двигатель, и корабль перешел на траекторию полета к Земле. После двух коррекций космический корабль достиг атмосферы Земли. На высоте 7 000 метров раскрылись тормозные парашюты, которые погасили скорость корабля до 55 метров в секунду. На высоте 3900 метров раскрылись основные парашюты. В 23 часа 58 минут 24 ноября 1969 г. космический корабль «Аполлон-12» приводнился в 4 километрах от авианосца «Хорнет», который в это время в составе поисково-спасательной группы находился в Тихом океане к юго-востоку от острова Самоа. Так закончился еще один полет корабля серии «Аполлон» с астронавтами на борту.
Полет космического корабля «Аполлон-12» продолжался 10 суток 4 часа 36 минут, т. е. 244 часа 36 минут. В этом полете экипаж корабля «Аполлон-12» установил новые рекорды продолжительности пребывания на Луне вне корабля: 7 часов 35 минут (Ч.Конрад), продолжительности пребывания на Луне - 31 час 36,5 минуты (Ч.Конрад, А.Бин).
11 апреля 1970 г. в 22 часа 13 минут был запущен космический корабль «Аполлон-13» с тремя астронавтами на борту - Джеймсом Ловеллом (командир корабля), Джоном Суиджертом и Фредом Хейсом.
      В этом очередном полете двум астронавтам США предстояло осуществить посадку на Луну в районе кратера Фра Маура, собрать образцы лунных пород и провести ряд научных исследований. Эту работу должны выполнить Д.Ловелл и Ф.Хейс. Астронавт Д.Суиджерт в это время должен был совершать полет в основном блоке на окололунной орбите. Когда корабль «Аполлон-13» находился в 328 000 километров от Земли, на его борту в основном блоке неожиданно полностью вышла из строя энергетическая установка. Это произошло в 6 часов 25 минут 14 апреля. Два члена экипажа немедленно перешли в лунную кабину, энергетическая установка которой была в полной исправности.
Руководители полета в связи с этими неисправностями посадку на Луну отменили. На борт корабля «Аполлон-13» из Центра управления поступила команда на возвращение экипажа обратно на Землю. В 12 часов 14 апреля была проведена коррекция, и «Аполлон-13» после облета Луны начал обратный полет к Земле. Выход из строя энергетической установки в основном блоке резко сократил расход кислорода и воды.
     На пути к Земле двое из астронавтов остались в лунной кабине, где нормально работала система жизнеобеспечения, а один находился в основном блоке, куда поступал кислород из лунной кабины. В эти критические и опасные минуты экипаж корабля «Аполлон-13» вел себя спокойно и мужественно. На некоторое время связь с экипажем неоднократно терялась. Напряжение росло. На Земле в эти тревожные часы была срочно создана группа по руководству возвращением «Аполлона-13», в которую вошел астронавт Ф.Борман и другие специалисты НАСА. К расчетному месту приводнения срочно был направлен авианосец поисковой группы «Иводзима». В связи с аварийной обстановкой, в которой оказался экипаж космического корабля «Аполлон-13», Советское правительство дало указание военным и гражданским организациям СССР в случае необходимости принять все меры по оказанию содействия в спасении американских астронавтов. Советским теплоходам «Академик Рыкачев» и «Новомосковск», а также судну «Гуликан» и рыболовному траулеру «8452» были даны указания изменить курс и направиться к расчетному месту приводнения корабля «Аполлон-13».
16 апреля «Аполлон-13» с астронавтами Д.Ловеллом, Ф.Хейсом и Д.Суиджертом прошел половину пути к Земле. На корабле случилась еще одна неприятность: ночью сорвался предохранительный клапан на бачке с жидким гелием, что поставило под угрозу его подачу в двигатель посадочной ступени. Через некоторое время в отсеке экипажа упала температура. Д.Суиджерт вынужден был отдыхать на полу лунной кабины, а Ф.Хейс расположился в переходном туннеле между лунной кабиной и отсеком экипажа. Д.Ловелл в это время дежурил в лунной кабине.
В 15 часов 53 минуты 17 апреля была проведена последняя коррекция корабля перед его входом в плотные слои атмосферы.
   В 19 часов 43 минуты от «Аполлона-13» отделилась лунная кабина. До этого три астронавта заняли свои места в отсеке экипажа. Пролетев с запада на восток над Австралией последние тысячи километров, космический корабль «Аполлон-13» с американскими астронавтами Ловеллом, Хейсом и Суиджертом на борту в 21 час 08 минут приводнился в Тихом океане. Астронавты в этом полете проявили высокое мужество и подлинное хладнокровие.
     Для изучения причин аварии на корабле «Аполлон-13» в США была создана специальная комиссия, которая более глубоко изучила все технические неисправности, возникшие в процессе полета на корабле «Аполлон-13». В последующих полетах кораблей «Аполлон» к Луне эти неполадки не повторялись.
В ночь на 1 февраля 1971 г. с мыса Кеннеди с помощью ракеты «Сатурн-5» был произведен запуск космического корабля «Аполлон-14» с тремя астронавтами на борту - Аланом Шепардом, Стюартом Рус и Эдгаром Митчеллом. Пять двигателей первой ступени ракеты «Сатурн-5», сжигая каждую секунду по 3 тонны топлива, оторвали от стартового стола корабль «Аполлон» весом 44 474 килограмма.
Космическому кораблю «Аполлон-14» предстояло доставить на Луну третью американскую экспедицию в район кратера Фра Мауро, куда ранее предполагалось посадить экипаж корабля «Аполлон-13». В программу полета «Аполлона-14» входили: отработка техники посадки в выбранном районе на поверхности Луны, установка ряда научных приборов, сбор образцов лунных пород, взятие проб из глубины до 1,2 метра, фотографирование и киносъемка с селеноцентрической орбиты и на поверхности Луны, радиозондирование Луны с целью определения электромагнитных характеристик, изучение влияния аномалий гравитационного поля Луны на селеноцентрическую орбиту, проведение технологических экспериментов в невесомости, испытания работы систем жизнеобеспечения в условиях повышенного расхода кислорода и т. д.
     Когда начался второй виток вокруг Земли, на корабле «Аполлон-14» был включен ракетный двигатель последней ступени ракеты-носителя, который довел скорость корабля до 10 833 метров в секунду и вывел его на траекторию полета к Луне. На расстоянии около 12 000 километров от Земли астронавты провели перестроение отсеков корабля. При осуществлении стыковки основного блока с лунной кабиной астронавтам пришлось пять раз проводить эту операцию из-за того, что головки стыковочного штыря не попадали в специальное гнездо.
     В 6 часов 39 минут 2 февраля, когда корабль находился от Земли на расстоянии 220 000 километров, была проведена коррекция. Вслед за этим два астронавта после непродолжительного отдыха перешли из основного блока в лунную кабину и проверили все бортовые системы.
4 февраля космический корабль «Аполлон-14» приблизился к Луне и вышел на селеноцентрическую орбиту с минимальной высотой 107 километров. В 10 часов 42 минуты произошло падение на Луну последней ступени ракеты-носителя, в результате чего на планете образовался кратер глубиной в 10 и диаметром около 60 метров. Пыль с Луны поднялась на высоту до 100 километров.
5 февраля, после перехода астронавтов А.Шепарда и Э.Митчелла в лунную кабину, через некоторое время включились двигатели посадочной ступени, и лунная кабина начала медленно опускаться на Луну. В это время третий член экипажа астронавт С. Рус в отсеке экипажа начал полет по окололунной орбите.
     Над лунной поверхностью управление посадкой взял на себя астронавт А. Шепард. Он вручную поддерживал тягу двигателя посадочной ступени. На высоте 2,3 километра Шепард перевел лунную кабину в режим зависания, для того чтобы выбрать подходящее место посадки. На высоте 1,5 метра, когда щупы коснулись поверхности, видимость резко ухудшилась, так как поднятая пыль от работающего двигателя посадочной ступени рассеивалась очень медленно. В баках посадочной ступени лунной кабины оставалось топлива на 60 секунд полета. Наконец раздался возглас Митчелла: «Контакт. Мы на поверхности Луны!» Посадка была произведена в 12 часов 18 минут 13 секунд 5 февраля 1971 г. у кратера Фра Мауро.
     Астронавты Шепард и Митчелл после почти пятичасового отдыха, проверки состояния бортовых систем и осмотра через иллюминаторы окружающей местности приготовились к выходу из лунной кабины. Шепард ступил на поверхность Луны первым. При этом он произнес: «Это был долгий путь, но вот мы здесь». Через 5 минут спустился Митчелл. Он снял тележку с корпуса посадочной ступени, а затем собрал аварийный комплект образцов грунта. Они установили телевизионную камеру так, чтобы можно было наблюдать за работой астронавтов. Погрузив часть оборудования на тележку, Шепард и Митчелл тронулись в путь. Во время передвижения тележки очень сильно мешала пыль.
На обратном пути к лунной кабине Шепард и Митчелл собирали образцы лунных пород. Первый выход астронавтов продолжался 4 часа 45 минут.
     После еды, перезарядки ранцевых систем жизнеобеспечения и небольшого по продолжительности сна    астронавты начали готовиться ко второму выходу. С помощью тележки они снова собрали образцы лунного грунта и провели ряд научных экспериментов. Во время передвижения опять на их пути появилась сплошная пыль. Это путешествие для астронавтов было не очень-то приятным. Они сильно устали. Частота пульса у Шепарда достигала 150, а у Митчелла - 128 ударов в минуту. С Земли в адрес Шепарда и Митчелла поступила команда о прекращении экспериментов. Астронавты один за другим вошли в лунную кабину. Второй выход на лунную поверхность продолжался 4 часа 29 минут. За это время астронавты собрали 43 килограмма образцов лунной породы.
Шепард за два выхода пробыл на поверхности Луны в общей сложности около 9 часов и прошел расстояние в 2,7 километра. За два выхода из лунной кабины на поверхность Луны астронавты Шепард и Митчелл из 224 запланированных научно-исследовательских операций выполнили 215. Общая продолжительность пребывания астронавтов на Луне составила 33 часа 14 минут. Это было новое абсолютное мировое достижение.
      В 21 час 48 минут 6 февраля лунная кабина стартовала с Луны и вышла на орбиту с высотой в переселении 17 километров, в апоселении 96 километров. Через некоторое время после сближения и причаливания лунная кабина была состыкована с основным блоком.
На 35-м витке после включения маршевого двигателя корабль «Аполлон-14» с астронавтами на борту перешел на траекторию полета к Земле. Перед входом отсека экипажа в плотные слои атмосферы от него отделился двигательный отсек. В 00 часов 05 минут 04 секунды 10 февраля 1971 г. космический корабль «Аполлон-14» приводннлся в Тихом океане в 6,4 километра от вертолетоносца «Нью-Орлеан», который в составе поисковой группы находился в данном районе.
      9 суток продолжался полет «Аполлона-14». Из них около двух дней астронавты провели в лунной кабине на Луне. Общая продолжительность полета составила 216 часов 02 минуты. Астронавты А.Шепард, Э.Митчелл и С.Рус почти полностью выполнили программу полета. Они доставили на Землю 43 килограмма образцов лунных пород. За время полета у астронавтов никаких болезненных явлений не наблюдалось. Чувствовали они себя все время хорошо. При взвешивании астронавтов после полета оказалось, что Шепард прибавил в весе 0,5 килограмма (первый случай прибавления в весе среди космонавтов). Митчелл потерял 0,5 килограмма, а Рус - 5 килограммов. В результате проведенных анализов установлено, что некоторые образцы лунной породы, доставленные «Аполлоном-14», содержат в 10 раз больше калия, тория и урана, чем образцы, доставленные астронавтами кораблей «Аполлон-11» и «Аполлон-12». Обнаружены 23 минерала, отсутствовавшие в прежних образцах. Кроме того, было установлено, что в лунных образцах не оказалось микроорганизмов, в связи с этим НАСА приняло решение отказаться в дальнейшем от карантина астронавтов, возвратившихся с Луны.
26 июля 1971 г. в 16 часов 34 минуты с мыса Кеннеди ракетой «Сатурн-5» был запущен космический корабль «Аполлон-15» с астронавтами Дэвидом Скоттом, Альфредом Уорденом и Джеймсом Ирвином на борту. В этом 12-дневном полете астронавтам предстояло выполнить обширную программу, предусматривающую проведение новых научно-технических исследований.
Категория: Из истории освоения космоса | Добавил: ИвАн (20.03.2011)
Просмотров: 1803 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
[ Категории раздела ]
Мои статьи [0]
Из истории освоения космоса [15]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Наш опрос ]
Оцените мой сайт
Всего ответов: 245

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz